kot_1983


Актуальная аналитика

политика, экономика, социум


Previous Entry Share Next Entry
Желанный образ будущего
kot_1983


Для того чтобы сформировать отношение к будущему, часто используется такой жанр, как научная фантастика. Если рассматривать продукты киноиндустрии, появившиеся за последнее время, то можно сказать, что кто-то очень хочет, чтобы будущего у нас не было. Это связано с тем, что отсутствует притягательный образ, который хотелось бы воплотить в реальности. Задаётся проектная установка на разрушение общества и человека.

Борьба с историей, как процессом развития человеческой цивилизации, идёт на многих уровнях, в том числе и на культурном поле. Кинематограф и литературные произведения научно-фантастического жанра, рисуют образы, которые должны шокировать человека и оттолкнуть его от мыслей о будущем. Смертоносные вирусы, инопланетные твари, взбесившиеся роботы, чудовищные техногенные катастрофы и многое другое, должно вызывать ужас, страх и отчаяние в сознании людей. Всё это должно убивать возможность появления мечты в светлое и прекрасное «далёко».

Под влиянием такого воздействия сформировались различные группы, которые, как-то переработав многие информационные потоки, начали выражать своё мнение по проблематике будущего. Беда в том, что они действуют в заданных рамках, определённых западной цивилизацией. Эта рамка является антигуманной и антиисторической. Люди ведут себя, словно мутанты, которые  долгое время обитали в агрессивной среде и не видели другого мира. Они пытаются на известных им образах, построить свой мир. Но в итоге получается всё тот же мрак, так как они просто переносят то, что уже является частью их.

Для того чтобы это изменить, нужно уйти от заданной разрушительной рамки. Запад выбрал путь уничтожения человека и стремительно движется по нему. Западу на верность присягнула российская интеллигенция, по сути, тем самым она предала свой народ. Именно она должна была, создавать образы, позволяющие нам идти по собственному пути развития. Но она отказалась от этого.

Где же искать то, что сможет помочь нам спастись? Какие идеи брать за здоровую основу?

Считаю, что здесь нужно обратиться к советскому прошлому. Именно в Советском Союзе был создан задел для движения по иной траектории развития, отличной от той, что сегодня всему миру навязывает Запад. Советское прошлое нужно рассматривать, как фактор будущего. Но нужно осторожно определить ценные смысловые экземпляры, которые покажут нам верную дорогу. К примеру, романы Ивана Ефремова.


Научная фантастика в СССР была очень популярным жанром, было написано множество интересных литературных произведений и снято фильмов. Во многих из них совершенно по-иному, чем в современных “произведениях”, показаны отношения между людьми и окружающим миром.

Есть некоторая преграда, которая связана с восприятием старых фильмов. В то время ещё не были достаточно развиты спецэффекты, поэтому сегодняшнему избалованному реалистичной картинкой потребителю будет тяжело воспринять их из-за отсталой технической проработки. Если бы переснять советские фантастические фильмы на современном техническом уровне, сохранив дух той эпохи, то это бы существенно выправило ситуацию, связанную с отсутствием образа светлого будущего.


Но просто переснимать всё равно будет недостаточно, так как имеет место серьёзное метафизическое повреждение нашего общества, мы отказались “от первородства за чечевичную похлебку”, предали мечту, за которую отдавали свои жизни наши предки. Мечту о построении справедливого общества, где каждый имел бы возможность жить и развиваться. Повреждение, которое настолько глубоко и серьёзно, что обычными средствами здесь не обойтись. Нужна глубокая интеллектуальная работа по переосмыслению всего, что с нами произошло. Необходимо понять насколько мы отдалились в результате продолжительного регресса от спасительного пути.

Образ притягательного будущего должен быть одним из сильнейших стимулов развития, содействующий благоприятному изменению повреждённой системы ценностей и целей. Если не встать на путь исправления, человечество просто будет погублено. Это можно будет отчётливо понять, после осознания, что есть иной путь развития. Разница увеличивающихся потенциалов между тем, что было и тем, что станет, будет создавать всё большее напряжение, которое будет придавать новые силы и уверенность в правильности выбранного пути.

Начать формирование образа будущего нужно с ответа на вопрос: «Кто такой человек?»

В советскую эпоху ответ был: «Человек - это творец».          



Запад говорит другое: «Человек – это статический атом, неисправимая константа, человек порочен и отвратителен». Заметьте, что во всех фильмах человеческая натура остаётся неизменной. Могут появиться любые способности, но нутро остаётся тем же. Нутро западного человека испытывает жажду к наживе и абсолютному господству, отражает предельный индивидуализм и эгоизм. Всё это обращается к животному началу в человеке - низменным потребностям, к зоологическому индивидуализму.

Это полностью противоположено тому, к чему обращались в человеке советские люди. По их мнению, в человеке нужно раскрывать высшее творческое начало. Раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей создаёт творца.

После этого становится понятным, каким должен быть притягательный образ будущего. Можно представлять его на различном отдалении, подсвечивая путь к мечте.

В следующих публикациях, на конкретных примерах, раскрою образ будущего человека-творца.
 

  • 1
Не являюсь любителем и знатоком фантастики, но это отличие сам давно заметил. Чем его себе объяснял я. Помимо сугубо субъективных, эстетических, художественных причин, породивших и сформировавших такое явление как советская научная фантастика, были причины куда более как прозаические. Идеология. Ни для кого ни секрет, что СССР был обществом донельзя напичканным идеологией, с минимальной возможностью маневра для человеческой личности. Учение Маркса действенно, потому что верно. И точка. Можно сказать, что советская фантастика, является продолжением советской антропологии художественными средствами. И что же это за идеология? В первую очередь это разрыв с библейской традицией, отказ от идеи первородного греха, имманентного каждому из нас злу. Отказ от Евангельского "Мир во зле лежит...". С точки зрения советской пропаганды, а фантастика это несомненно пропаганда, равно как и история с ее классовой борьбой уходящей корнями в мир неандертальцев, так вот, с точки зрения этой самой пропаганды, человек суть материальное существо, лишенное бессмертных души и духа, табула раса, чистая доска. Он не зол и не добр, поскольку наличие добра или зла в "первичных настройках", подразумевают наличие "фабрики", его создавшей, т.е. Бога, что неприемлемо с точки зрения эволюционизма и атеизма. А все зло объяснено исключительно внешними факторами такими как: несправедливое мироустройство и недостаток просвещения. Таким образом, если обустроить мир справедливо, образовать человека, соответствующим образом развить технологии, освобождающие человека от унизительного низкопроизводительного труда, то человек качественно преобразится, взойдет на следующую ступень эволюции, для чего уже история показывала человеку все прошлые века, несколько преувеличивая и искажая их облик. Ну, что якобы, люди в прошлом были более жестокими, некультурными или не настолько умными. Сфера советской фантастики это территория, где борьба добра и зла перемещается с библейской линии Я -Я, на линию Я - неЯ. Зло таким образом воспринимается как нечто внешнее. Советская пропаганда совершенно не терпит понятия греха, в его первоначальном, библейском смысле. Насколько это разумно? Я бы выделил два момента. Первый. Такая литература вполне приемлема для воспитательных целей, особенно в том возрасте, когда лапша хорошо держится на ушах, т.е. в юности. Но в более зрелом возрасте данная литература будет вызывать некоторую улыбку. Поскольку взрослый, нравственно вменяемый человек всегда видит, что зло, которое в книжках автором заботливо вынесено за границу его личности, неумолимо остается в нем самом. И никакой технический прогресс и образование с воспитанием не в силах с этим сладить. Что же касается заграничной фантастики, с ее якобы какими то девиантными застреваниями, то думается, что в данном случае мы имеем дело скорее с опытом некоторого человеческого пессимизма. В целом оставаясь в рамках библейской мысли о изначальной падшести и испорченности человеческого естества, которое к тому же осложнено наличием духовной и душевной природы, автор пытается дать свой прогноз, логически рассуждая о том, куда и к каким последствиям приведет человека его наличное бытие. В этом смысле самая актуальная книга в мире мировой фантастики это Апокалипсис Иоанна Богослова. Рекомендую. Ну и под занавес. Кто же прав? Кто ближе к истине? Наше наличное бытие всеусердно показывает, что правы западные писатели с их пессимизмом и разочарованием в человеке. К этой мысли подвигает нас и наш повседневный опыт, и опыт других людей и обществ. Разумеется за исключением данной статьи на Живом Журнале. Она точно лучик в темном царстве.

  • 1
?

Log in