kot_1983


Актуальная аналитика

политика, экономика, социум


Previous Entry Share Next Entry
«Революция на экспорт» в творчестве Эйзенштейна
kot_1983

На момент выхода киноленты Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» большевистская Россия не могла похвастаться заметными успехами в области улучшения жизни большинства граждан страны, хотя работа в этом направлении активно велась. Это и понятно, страна еще не оправилась от последствий Первой Мировой и гражданской войны. Советская власть, стремясь сдержать крах государственности, вынуждена идти на различные меры, в том числе и противоречащие идейным основам коммунистического строя.


Для того чтобы снять социальную напряженность была принята новая экономическая политика (НЭП) (1921-1928), попирающая фундамент справедливости, равенства и братства, в том смысле, который в него вкладывали большевики.

Советские режиссеры, работающие в эти годы, были вынуждены отказываться от элементов, которые способствовали подрыву устоев НЭПа. Поэтому мы не видим в кинолентах того периода то, что напоминало бы примитивный лозунг «Отнять и поделить» или высокий образ счастливого коммунистического будущего, где не может быть индивидуальной предпринимательской инициативы. Массы бы этого не поняли, что негативно могло отразиться на социально-экономической обстановке в стране.

Поэтому нужно было объяснять причины революции и укреплять веру в советскую власть через всем понятные, простые, но сильные образы.

Также кинолента «Броненосец «Потемкин» является шедевром, который был принят мировым сообществом именно по тому, что он показывал причину революции так, что это не подрывало основ капиталистического мира.

Причиной восстания на броненосце стала ненависть команды к своим командирам, которые только и делали, что издевались над ними. Если бы матросов нормально кормили и не унижали их достоинства, то никакого бы восстания не было. В доказательство этому можно привести пример расстрела казаками мирной демонстрации в Одессе, который показан в этом же фильме. Сытые военные другого подразделения полностью выполняют чудовищные приказы.

61008d956c7ce9e68d6f789f00667ff9.jpg

Эйзенштейн создает подчеркнуто отталкивающий образ старших офицеров броненосца, который побудил команду пойти на решительные действия. Мерзкие лица и преступные действия командиров ярко демонстрируют это. Не думаю, что такое могло быть в массовом виде в русской армии. А если оно бы и имело место в единичном виде, то навряд ли это привело бы к революции в стране. Но у Эйзенштейна показана именно революционная лавина, которую породили отвратительные мерзавцы.

В капиталистических западных странах элита прекрасно понимала, что нужно кормить своего солдата и полицейского. Образно говоря — нужны эйзенштейновские «казаки» и тогда все будет в порядке. Как мы видим сегодня это зачастую действительно так и происходит. Народная масса может быть легко подчинена элитой через силовые инструменты и определенные экономические меры. Если гражданин сыт, он тоже не будет бунтовать.

Мы смотрим фильм Эйзенштейна и глубоко переживаем, этому способствуют сильные образы, которые использовал автор. Страшная смерть ни в чем не повинных матерей и детей не оставляет зрителю шансов быть равнодушными. Каждый такой случай вызывает глубокую ненависть к тем, кто повинен в кровавой расправе.



Расстрел казаками это почти кульминация лавинного действа, которое взяло начало с издевательств над матросами на корабле. Финалом стала встреча с эскадрой, которая была брошена на подавление восстания на броненосце. Показанная солидарность матросов на других кораблях, говорит о том, что там имело место такое же отношение командиров к своим подчиненным, как и на «Потемкине».

Глядя под таким углом Запад пропустил киноленту Эйзенштейна. Хоть в идеологическом плане она и представляла некую угрозу, но все же она была не достаточно разрушительной, чтобы ее запрещать. В тоже время она давала обывателю некое понятное объяснение причин революции в России.

С технической и творческой стороны уровень мастерства был настолько высок, что позволило этой киноленте покорить мировой кинематограф и придать мощный импульс в развитии нового, на тот момент, вида искусства.

Именно такая совокупность решений делает картину «Броненосец «Потемкин»» признанным гениальным произведением искусства всех времен и народов.

  • 1
Мощный фильм!

Хорошие фильмы ) обгоняли тогда голливуд )


Если вернуть смыслы в нынешние, и технологично снять - будем опять как минимум на уровне.

Согласен, так и будет, но вот над "защитниками" я ржал )))

Со смыслом вообще дефицит сегодня. Его очень мало, практически нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account