kot_1983


Актуальная аналитика

политика, экономика, социум


Previous Entry Share Next Entry
Выпускной. Что мы получили?
kot_1983


Сегодня состоялось вручение дипломов выпускникам «Железки» по случаю успешного окончания обучения. Радостный для многих день. Человек получает путёвку в жизнь. Становится настоящим хозяином своей судьбы. Возвышенные ощущения должны царить сегодня при получении заветного диплома.

Но так ли это на самом деле?

Самое верное было бы об этом узнать от самих выпускников. Вот я и узнал, и хочу поделиться с вами.

Мне, как преподавателю, приходится довольно тесно общаться со студентами, начиная с 1 курса и до самого выпуска, в результате чего складывается некоторая картина в плане состояния мыслей, которыми ребята активно делились со мной, как на протяжении учёбы, так и после. Конечно, все люди разные, поэтому нельзя говорить о чем-то однозначно характерном для всех. Но всё же есть наиболее часто затрагиваемые острые моменты, один из них – это вопрос о том, что будет в финале?
Уже на третьем курсе у ребят начинают появляться мысли: «Зачем изучать всякую ерунду, когда можно уже выполнять определенные требуемые функции даже после вводного инструктажа?», «Какой толк от учёбы, если, по большей степени, знания, которые получили в стенах института, бессмысленны?», «Почему не учат тому, что потом позволит быть успешным в профессиональном плане?» и т.д. Все претензии сводятся к тому, что они не получают тех знаний, которые помогли бы им ощутить себя специалистами.



В этом ключе получение диплома никак не может помочь в обретении требуемых ощущений. Получение диплома для многих - это “груз с плеч”, так как больше не придётся заниматься всякой ерундой, диплом поможет устроиться на работу, на должность специалиста.



После прохождения по такой цепочке, человек ещё больше убеждается в бессмысленности проведённых 5 лет в ВУЗе. Для тех вопросов, которые ему предстоит решать на производстве на начальном этапе работы, было бы достаточно подготовиться максимум месяц, чтобы получить для этого необходимые знания. Всё остальное можно было бы осваивать в процессе.

Студенты понимают, что жизнь наполнена бессмысленными процедурами. Бюрократия одолевает, жизнь забивается совершенно не нужной волокитой, которая “сжирает” уйму времени. Даже если это крайне необходимо, то почему же не построить бюрократический процесс таким образом, чтобы он как можно меньше отвлекал людей на всякое крючкотворство? Как ни странно, но всё, что связанно с недовольством в сфере образования, бюрократическими процессами и т.п., вызвано отсутствием большой цели. Почти все студенты говорят, что хотели бы, чтобы она у них была.

Если для человека большой целью, является устройство на работу в определенное место, и для этого ему нужен диплом, он радостно схватится за него, как за заветный ключик, открывающий ему дверь в будущее.

Все мы наблюдали или даже участвовали в конкурсах, где участник получает подарок. В данном случае можно говорить о конкурсе, где подарком является диплом. Человек выполнил набор заданных ему действий и получил конфетку, все ему похлопали, сказали, какой он молодец, как хорошо себя держал, честно заслужил приз. Так сегодня ощущается момент получения диплома и точно также он проходит, как проходит ощущение от вкуса полученной конфетки.



Но если человек привык осмысливать свои поступки, если он хочет понять, зачем делать что-либо, что ни как не связанно с выполнением в будущем его профессиональных обязанностей? Будет ли он удовлетворён таким конкурсом, если само участие в нем затратно и по деньгам, и по времени? Вы бы хотели участвовать в бессмысленных конкурсах и тратить на это кучу средств и сил? Очевидно, что для многих это неприемлемо. А если это занятие делают обязательным? То впору появиться мыслям: «А не обманывают ли нас?», «Не наживаются ли, пользуясь специально придуманной для этого возможностью?»

Если такие мысли захватят сознания человека, как он будет реагировать на окружающий его мир? Кто-то решит, что если всё строится так, то нужно постараться встроиться в наиболее прибыльное местечко и эффективно зарабатывать на этом. Мне о таком желании открыто и спокойно говорили некоторые студенты. Это обычно смышленые ребята, у которых пытливый ум, но, к сожалению, гнилые моральные и нравственные ориентиры. Они достаточно цепкие. Как вы думаете, чем они будут заниматься по жизни?



Если посмотреть на сегодняшнюю элиту, то концентрация подобной гнили там максимальная, самые отборные экземпляры собраны именно там. Вопрос разбора нынешней элиты тоже в достаточной мере объясняет ситуацию, творящуюся в стране, в том числе и в сфере образования.

Почему так называемые троечники становятся начальниками, а отличники “пашут” на них?

Троечник понимает, что ему нужно получить любую оценку, не запариваясь всякой ерундой, только лишь бы дали диплом и не выгнали. В этом отношении у него развивается цепкость, пробуждается инстинкт, он начинает чувствовать людей на ином уровне. Он мгновенно  понимает, как и к кому подойти, чтобы решить вопрос с минимальными потерями, для этого заводит нужные связи. Особо талантливые могут вообще ничего не знать и успешно сдавать сессии.

Круг вопросов, которые задают такие люди, относится к категории отметиться - «Мы есть». Они, без всякой зависти, готовы к тому, что все призы в виде хороших оценок будут “скармливать” другим. Здесь развивается ещё одна особая черта, которая позволяет им понять работу инструмента под названием поощрение. Они видят, что отличники из-за бессмысленной оценки готовы “пахать как проклятые”. Кто-то думает, что это даёт прибавку к стипендии и только поэтому они так стараются. Любой троечник знает, что решение пары контрольных работ стоит дороже месячной стипендии. Но отличник этого не понимает, он хочет честно получать только стипендию, а троечник мечтает, как бы этого отличника взять в оборот, чтобы он решал контрольные и курсовые, и тем самым приносил бы доход.



Какие ценные качества - не так ли? И кто, кем будет работать? Троечник берёт в руки диплом и точно знает, что работать «по-честному», он не будет, так как не освоил тонкостей профессии и не стремится к этому. Цепкость, характер, стремление к комфорту и деньгам, знания и понимание как заставить работать тех, кто это умеет - делает их начальниками. А диплом это необходимый элемент в конструкции, благодаря которому они попадают в определенную среду.    

Самая многочисленная категория выпускников это та, которая не понимает, что происходит. Это часто чистые и порядочные ребята. Большая часть из них пользуется стандартными установками: «посадить дерево, построить дом, воспитать сына». Работать для них это необходимое занятия, чтобы получать деньги, на которые можно будет содержать семью.  



Такие ребята по шаблону высказывают свою благодарность тем, кто их учил, что им дали знания, которые они сейчас будут использовать в своей работе, они действительно верят, что им пригодятся конспекты лекций.

Убери все шаблоны, и они просто исчезнут, застынут в оцепенении и не понимании, как дальше жить, что делать, ведь никто их не учил такой самостоятельности. Они честно выполняли, что им говорят и так дошли до финала. Сейчас нужно пойти устроиться на работу и продолжать выполнять то, что им будут говорить, за это получат деньги, на которые будут жить.

Они подобны ягнятам, которых гонит пастух. Бессубъектность их основная черта. Поэтому даже слабые волки с ними легко могут расправиться. Максимум, на что они способны это быстро бегать. Они бегут, прячутся, пасуют перед проблемами, сдаются, когда их “припрут к стенке”.

Если бы жизнь предполагала комфортное будущее, которое было бы зарегулировано четкими правилами и законами, то проблем бы для них не было, но, к сожалению, нас ждет совсем другое. Уже сегодня оголены слабые конструкции государственной системы, экономическая обстановка, как минимум, напряжена, что постоянно приводит к изменению правил. Это всё равно, что тепличное растение высадить из парника в естественную среду, где вот-вот развернётся стихийное бедствие.

Я вижу, как ломаются судьбы этих людей, под давлением внешних обстоятельств, которые надвигаются на нашу страну. Больно осознавать, что эти люди будут сломлены и горе наполнит их души. Ребята будут пропадать в пучине хаоса, раскрывающего свою пасть все шире и шире. Они не могут этому препятствовать по нескольким причинам: у них нет понимания, что происходит, они не умеют сражаться, а для борьбы у них отсутствует дух.

В идеале нужно, чтобы выпускник, когда получал диплом, имел точное представление о ситуации в стране и мире, обладал соответствующими актуальными профессиональными знаниями и умениями, и в нем был пробуждён дух победителя, устремляющий его отвоевывать порядок у хаоса.

В следующем своём посту напишу, что нужно сделать, чтобы добиться этого.


  • 1
"Если бы жизнь предполагала комфортное будущее, которое было бы зарегулировано четкими правилами и законами, то проблем бы для них не было"

Вот именно, в последние годы примеров до и больше, когда "пастыри" овец пускают на мясо. Хотя те предполагали, что их будут стричь.

Да, правила меняются. Если овцу решат пустить на мясо, она обречена.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal восточного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ровно то же самое было, когда учился я. А было это в середине 90-х годов. Мы тоже остро понимали, что всё, чему нас учат, вряд ли нам в жизни пригодится. С тех пор ничего не поменялось, я вижу?

Edited at 2016-07-01 09:19 am (UTC)

Сегодня действует шаблон: образование, работа, деньги. Осталась только эта форма, которую назвали смыслом. Содержания, которое когда-то было рождено великой мечтой о построении справедливого общества, больше нет.

И вспоминается фраза из фильма Рязанова "Предсказание": "Мою молодость украли!"

Убрали гарантированное устройство на работу( заслуга советской власти), убрали гарантированное право на труд( человек боится за будущее), пол-Европы - сплошные студенты, которые не могут устроиться на работу и учатся до 40 лет- это результат капитализма.

А у нас в стране, где запрещена идеология (как в колонии), у многих молодых людей пропал смысл жизни, цель, это подтверждает и статистика, а без цели нельзя воспитать дух победителя, человека, умеющего преодолевать любые препятствия, браться за большие проекты и реализовывать их. Вырастили настоящего потребителя (вещей, фильмов, путешествий, вина, сериалов и т.п.), а зачем ему глубоко что-то познавать, тут главное связи и хорошо устроиться.

Без смысла жизни, даже те, кто хорошо устроился, будут несчастны. Они будут разрушать свою жизнь и судьбы окружающих. Поведение мажоров из элиты хорошо показывает. Беспорядочные половые связи, наркотики, агрессивное поведение, и другие гадости - это их метания в густой жиже потребления.

Не может быть счастливых людей при капитализме - среда такая, а цель- нажива -делает и человека орудием наживы. А счастье - в самореализации человека, а он как марионетка, им дергают карабасы-барабасы, какая уж тут самореализация? Тут - "что изволите с" господа?

Я когда пришла работать в науку, мне завлаб говорил, что предпочитает работать с троешниками - по сравнению с отличниками у них хотя-бы фантазия есть.
Он во многом прав. Дело в том, что существующая система образования, накачивая человека бессмысленными знаниями, убивает в нем воображение, а значит и весь творческий потенциал, делая из него безинициативного биоробота.

Мне тоже больше нравится работать с троечниками.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

показал Ваш пост жене, он вызвал у неё несколько критических замечаний.
привожу её текст ниже:
"Очень интересно почитать как автор предлагает ликвидировать проблему того, что "чистые но не цепкие" работают на приспособленцев. Здесь есть уже такой комментарий и я повторю, так было и в наше время.
И мы с чистыми глазами выходили за стены ВУЗа и оказывалось что все не так как представлялось и не понятно что делать, а после сильные взрослели и начинали отвоевывать, а слабые прозябали и деградировали. Это жизнь с ее социальным отбором. И для эффективного руководителя важны умения заводить правильные знакомства и ставить конкретные задачи. Даже в обществе, где все "ровны" есть лидеры, ведомые и огромное количество вариаций, и каждый занимает ту нишу, которую он отвоевал. В этом смысле гарантия комфортного будущего вредно для общества, потому что ослабляет его членов до предела, делает инфантильными. Нашим родителям государство гарантировало устройство на работу, какое-то там продвижение даже просто за стаж, кучу соц.льгот, а в результате большинство из них "чистых но не цепких" обокрали как несмышленых детей.
Автор предлагает идеал, когда выпускник имеет точное представление о ситуации в стране и мире, обладал соответствующими актуальными знаниями и умениями, да еще и духом победителя, устремляющим его отвоевывать порядок у хаоса. Так вот, чтобы проснулся интерес к стране и миру, выпускник должен быть взрослым человеком, который несет ответственность за своих близких, а ВУЗы сейчас заканчивают дети, которые живут с родителями и не несут ответственности за другого человека, а часто даже за себя. Гражданская позиция сформируется даже не после вступления в брак, а после появления детей.
Актуальные профессиональные знания и умения - это модель зарубежного образования, которая готовит крайне узких специалистов, и если не нашел конкретно работы для которой учился - надо переучиваться. Формат отечественного ВУЗа прежде и до сих пор не готовит к реальной практике, как за рубежом. Но это не плохо, это просто другая модель, которая дает выпускнику меньше навыков, но гораздо больше знаний и понимание методики получения навыков. А навык это дело наживное. Говорю это как выпускник ВУЗа еще советского образца, бывший преподаватель и практикующий специалист в такой области своей профессии, о которой в студенчестве и представления не было.
Смысл можно найти и в самой работе, самореализация при этом состоит в том, чтобы совершенствоваться в своем деле и делая его максимально хорошо, делать мир вокруг лучше.
Но это лишь заменитель, который подходит опять же для взрослых людей. А молодым, горячим еще, чистым, цепким и не очень необходима ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЩАЯ ИДЕЯ, да и нам взрослым пусто без стремления сделать мир лучше".

Спасибо за ценные замечания. Учту при написании следующего поста на эту же тему. В данном случае появилось некоторая не состыковка. Дело в том, что если говорить об идеале, то невозможно рассматривать в этом ключе систему образования отдельно от других общественных систем. В посте же показаны только проблемы и особенности, которые характерны для настоящего времени. То, что есть сходство с советской системой, тоже это допускаю, хотя сегодня куда больше выражено расхождение заявленных целей и результата, чем было раньше. Фантик более яркий, а начинка сильнее подгнила. Хотя конечно же она уже начала гнить в советское время. Было бы там всё хорошо, продолжали бы жить сейчас в СССР.

То, что касается рекомендаций по изменению ситуации, то они относятся к настоящей системе в целом. К безумному времени, в котором мир летит в бездну. Без отвоёвывания порядка невозможно спасти страну, близких, и сё что дорого. Поэтому нужны не просто высококлассные профессионалы, но и чтобы они были готовы сражаться за будущее страны. А для этого они должны знать, с кем и как. Об этом планирую сделать следующий пост.

таки да, все верно, но можно сказать проще - образование никуда не годитсяю
Учить нужно другим вещям и по другому.

Это один из наиважнейших вопросов.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account